А. В. Вестяк: «В мародерстве не участвую!»
[29.5.2003]
Антон Петров, МАИ.Экслер.ру
Георгий Суворов, МАИ.Экслер.ру
|
Анатолий Васильевич Вестяк самый знаменитый преподаватель МАИ.
Можно сказать больше легендарный. На семинаре садится на заднюю парту, весь материал дает из головы! Его знают даже студенты из других ВУЗов. Чего только о нем не говорят и не пишут маёвцы! Но лучше один раз увидеть. Как говорится, не так страшен черт, как его малюют.
Встречайте!
|
Анатолий Васильевич, почему вы пришли преподавать именно в МАИ?
Я вырос в МАИ. Базовое математическое образование я получил в третьем высшем инженерном училище подводного плавания в Севастополе это филиал Ленинградского военно-морского училища. Потом попал в МАИ на 3 курс, окончил третий факультет, точнее, 301 кафедру. (См. факультеты и кафедры МАИ. ред.) Потом был распределен в Подлипки (королёвская фирма по запуску космических кораблей), где я до этого прошел преддипломную практику и защитил диплом.
Параллельно я окончил факультет прикладной математики (тоже в МАИ), поступил в аспирантуру
Так и вышло.
Сколько вы уже преподаете в МАИ?
С 1972 года.
Почему вы решили преподавать математику?
Я из семьи математиков. Мой отец и дядя математики, его сестра математик
Но я вообще-то и не собирался математикой заниматься, я всегда любил лошадей. У моей матери дядька был лесничим и держал лошадей. Когда я был маленьким, я приезжал к нему и в лесу очень любил на них кататься
Но жизнь сложилась так, что я стал заниматься математикой.
Кто вас научил основам преподавания и основам математической науки?
Когда живешь в семье, где занимаются преподавательской деятельностью, это передается каким-то незримым образом. То ли гены по наследству передаются, то ли просто что-то притягивает. Сначала возникло естественное любопытство я просматривал тетрадки, по которым занимались отец и дядя, любовался страничками такие у них были удивительные, каллиграфические почерки
Потом это привело к тому, что я и сам стал увлекаться математикой. Получается, независимо от себя
Это трудноописуемая вещь. У меня и сын стал математиком. Никто его специально не направлял.
Говорят, что до института у вас были большие спортивные успехи. В частности, известно, что вы были боксером, это так?
Да, боксом я занимался очень интенсивно, как раз когда учился в Севастополе. Я был мастером спорта и чемпионом в южной группе ВУЗов Черноморского флота.
Во время преподавания в МАИ вам это пригодилось?
Нет, абсолютно! (Смеется.) Я никогда этого не применял, чтобы драться.
Вы читаете только первокурсникам?
Младшекурсникам. Я читаю только первому и второму курсам. Это математический анализ, линейная алгебра, аналитическая геометрия, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, уравнения в частных производных то есть вся классическая математика, которая есть в ВУЗе.
У вас как у преподавателя есть кредо, какие-либо принципы преподавания?
Говорю откровенно: преподаванием нужно заниматься неформально, отдавать всего себя. Порой это становится несколько неприятным: многие говорят, мол, после меня трудно вести семинары и прочее. Да, трудно, потому что я не только со студента, но и с преподавателя требую, что он должен быть очень добросовестным, раз уж он занимается преподаванием. А студентов не надо обвинять, дескать, плохие они, дескать, не та подготовка.
С другой стороны, я считаю, что и студент должен держать определенную планку, за которую необходимо хотя бы «высунуть голову» по знаниям. Он должен обязательно преодолеть определенный рубеж и приобрести определенный запас знаний, чтобы дальше иметь хорошую «сопротивляемость» другим предметам. И я никогда не преследовал и не преследую цели, чтобы студента выкинули из института.
Была у меня одна студентка, сдавала мне двадцать три раза. В последний раз она заявила: «Анатолий Васильевич, мы с вами теперь знаем одинаково!» Я ей говорю: «Вы наверняка знаете больше, потому что вы мне уже двадцать два раза сдавали!» Но и в двадцать третий раз я ее тоже приложил. Почему? Я увидел, что она может больше, может разобраться очень хорошо, просто ее надо подтолкнуть. А она входила во вкус и говорила: «Вот теперь я действительно начинаю понимать, я начинаю разбираться!» И вот я ее толкал, толкал и в итоге поставил пять баллов. И тогда она сказала: «Анатолий Васильевич! Этот предмет теперь я выучила на всю жизнь!» Через несколько лет я ее встретил, и она сказала: «Только когда я пришла на спецкафедру, я поняла, для чего это все делалось. А сначала я была на вас очень обижена».
Я проводил и провожу дополнительные лекции и консультации бесплатно. Я это делаю, не жалея своего времени Я не признаю платные занятия. Я не участвую в этом мародерстве. Я считаю, что студента грабить последнее дело. Даже если он где-то работает и зарабатывает какие-то копейки, не нужно этого делать. Да, безусловно, платная система должна быть. В том же МАИ есть платники, они могут заниматься в платной группе, там могут быть какие-то поблажки, может, еще что-нибудь. Но я, например, отказывался от всяких от таких дел. Если платно я не участвую. Бесплатные консультации это пожалуйста. Сколько нужно готов проводить, но не связывать это с деньгами!
Я не люблю, когда меня просят за кого-то. Независимо от ранга и положения человека, кто бы он ни был, если меня начинают просить за него, я обращаю на него и его знания самое пристальное внимание (хотя, может, он и проскочил бы с первого раза или, там, со второго) и полностью опрашиваю его по всему курсу, чтобы выяснить, все ли он знает.
Это если за него попросили?
Конечно. Я специально предупреждаю студентов: меня в институте знают все! И если за вас попросили, то считайте, что вы уже должны знать ну примерно на два балла выше, чем без всякой просьбы. Особенно легко сдать в первый раз. Ну как легко? Я все равно опрашиваю по всему материалу. (Улыбается.)
Фраза на семинаре:
Есть докторская, а есть ливерная
Это я про диссертацию! А то вы, смотрю, к продовольственному магазину потянулись. А я к науке!
|
Если студент не сдает я не ставлю ему «двойку» сразу. Говорю ему, мол, я вас сегодня будто бы не видел. Хотите справку возьмите. Хотите поставлю вам неявку. Какой угодно вариант, меня это абсолютно не интересует. Просто вы должны себя защитить. Почему? Я не хочу вам ставить «два», чтобы уже в следующий раз вы приходили сдавать, и вам говорили: «Нужно платить деньги». Приходите в следующий раз, но при наличии знаний! Если знания есть приходите!
Иду по институту, подбегает: «Вам можно сдать? Конечно! Когда? Прямо сейчас!»
В любой аудитории, которая будет свободна?
На улице.
На улице??
Ну а что? Я быстро ему три-четыре вопроса задал, и он спрашивает, когда в следующий раз можно прийти. (Смеется.) Я говорю в любое время. У меня нет такого, что должно быть назначено число, какое-то время
Зачем мне все эти формальности? Если вы меня поймали вы имеете все права на то, чтобы получить ту оценку, которую вы заслуживаете!
Для вас преподавание это нечто большее, чем просто вкладывание знаний в студента?
Я считаю, что студента нужно не просто учить предмету, математике. Его нужно развить. Я считаю, что математика строит систему человеческого мышления. Это универсальный инструмент и фундамент для всего. И когда мы говорим, что математика в ВУЗе сейчас не особенно нужна, что ее незачем давать на таком уровне, это громаднейшая ошибка! Мы часто тянемся за иностранцами, а американцы и немцы наоборот пытаются наших специалистов к себе брать.
Кто для вас студент как человек?
Я не позволяю себе называть студента на «ты». Я с ними только на «вы». Передо мной такой же человек, человек, которого нужно уважать и ни в коем случае не делать того, когда говорят: «Он унижает».
Фраза на семинаре:
А где у вас одна треть? Нет? Потому что вы ее скушали! Ам!
|
Есть такое явление девушки в техническом ВУЗе. Как вы к этому относитесь?
Отношусь лояльно. Хотя у вас же на сайте есть какие-то байки, дескать, если хочешь сдать экзамен, то нужно быть девушкой, мини-юбку надеть
Это полнейшая глупость. Я абсолютно нейтрально отношусь к этому делу.
Впрочем, иногда бывает: девушка трудится, работает, но ей одни и те же вопросы задаешь одни и те же! и никакого результата. Эти вопросы уже известны, нужно их знать как входной билет! Тогда я, бывает, обидное слово скажу, мол, вам не нужно заниматься математикой вам нужно щи варить.
Вы подходите к оценке знаний студентов сугубо объективно?
И никак по-другому, никак! Если я вижу, что студент знает между «двойкой» и «тройкой», и если я вижу, что это безнадежно, что продвинуть его выше я не могу, то я пытаюсь в первый раз дать студенту шанс. Я его отпускаю, но говорю: я вам ставлю три балла, но при условии, что вы пообещаете, что будете учиться в течение всего семестра, что все будет нормально.
А студенты уже друг другу передают, что эту «тройку» он должен отрабатывать всю оставшуюся свою жизнь. Случается и так. Потому что у меня память нормальная, и когда тот студент снова приходит сдавать, я даже вспоминаю, какие в прошлый раз я задавал ему вопросы.
И в этот раз, даже если можно было бы его и вытянуть, если он опять, так же, как в том семестре, между «двойкой» и «тройкой», я говорю: «Помните наш разговор на зимней сессии? А что? Если не помните, я вам напомню вопросы были такие, ответы были такие, обещания были такие. Два балла».
Фраза на семинаре:
Глупость написана! Такая маленькая, с большими картинками!
|
И так до тех пор, пока он не почувствует, что необходимо преодолеть рубеж мозгами. Можете ходить сколько вам хочется, но оценку вы получите только при наличии знаний.
Для вас не секрет, что в МАИ имеет место богатый фольклор про Вестяка?
Я считаю, что каждый вправе творить, что он может и что он хочет. Пусть говорят и по стенам пишут. Чего обижаться?
Молва доносит до нас, что где-то на стене туалета или коридора были написаны какие-то обширные обращения в ваш адрес, а ниже другим почерком приписано: «Встретимся на экзамене, уроды». И подпись, которую «никто никогда не может подделать» подразумевается, что это была ваша подпись.
Никакой подписи нигде никто там не мог видеть. Чтобы я написал «уроды» и подписался никогда в жизни! Мою подпись, и правда, никто не подделает, как бы ни старался. У меня специфика!
Чем вы занимаетесь помимо МАИ?
Мы с коллегами пишем и издаем различные книги как исследовательские, так и учебные. К примеру, есть идея издать «тетрадь-конспект».
Иногда преподаватель так излагает материал, что студент не в состоянии записать за ним нормальный конспект. Поэтому необходимо издавать готовый конспект лекций с минимумом материала. Причем в таком конспекте должны быть предусмотрены чистые страницы через одну. То есть с одной стороны листа уже все написано и доказано по той программе, которую преподаватель должен читать для студенчества. А на чистом листе вы своей рукой сможете дописать дополнительный материал например, альтернативный метод доказательства или расширенный комментарий к тому или иному положению курса
То есть собственно лекцию.
И незачем тогда будет заставлять студентов догматически ходить на все лекции. Студент обязательно должен ходить на хорошую лекцию. Если лекция эта действительно приносит пользу.
Преподаватели высшей школы сегодня получают немного. Каков ваш дополнительный заработок? Занимаетесь ли вы, к примеру, репетиторством?
Нет, репетиторством я сейчас не занимаюсь. Я занимался когда-то, причем профессионально, еще в молодые годы. Я готовил во многие престижные ВУЗы в МГУ, в Институт международных отношений на экономический факультет
Тогда это было, в общем-то, преследуемо. Но я занимался большей частью без денег. Меня просили подготовить того или иного абитуриента такие уважаемые люди, как, например, тогдашний ректор МАИ Иван Тимофеевич Беляков. Просили и другие.
Еще в дополнение к двум предыдущим вопросам о заработках и о деятельности, не связанной с МАИ. Мы организовали фирму и ввозим на территорию России на эксклюзивной основе различные лекарственные препараты. Это обезболивающие препараты, препараты для безоперационного прерывания нежелательной беременности и препараты для преодоления абстинентного синдрома. Мы распространяем их по всему СНГ в Белоруссии, на Украине, в Казахстане мы эти препараты зарегистрировали и поставляем их туда. Обезболивающий препарат мы поставляли даже в МЧС. Сочетание этих трех групп препаратов позволило нам заниматься лечением наркозависимых больных. Такой лечебный реабилитационный центр был создан на базе военного клинического госпиталя им. Бурденко.
У вас есть хобби?
У меня очень большая библиотека. Я собирал и собираю по сей день самые невероятнейшие старинные книги. Брокгауз, сытинские издания
К великому сожалению, сыну я не могу это так привить.
Что еще можно успеть при такой занятости? В баню вот люблю ходить, в сауну. В бассейне плавать
Такие вот хобби.
|